среда, 6 февраля 2013 г.

методологическая система права

Таким образом, подлинные фигуранты хозяйственных (экономических) отношений, преследующие вполне конкретные интересы, скрываются за фасадом юридического лица. Оно и является полноправным участником гражданско-правового оборота и может самостоятельно приобретать имущественные и личные неимущественные права и обязанности, а также осуществлять их. Непосредственно у учредителей (собственников), остаются обязательственные права (требования) к компании, которые опосредованно вытекают из их первоначального права собственности на активы, внесенные в уставный фонд предприятия. С

Что касается некоторых видов некоммерческих юридических лиц (общественные и религиозные объединения, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы), то их учредители (участники) также не сохраняют имущественные права.

В особую категорию коммерческих юридических лиц гражданское законодательство выделяет государственные и муниципальные унитарные предприятия. На имущество этих предприятий их учредители имеют право собственности или иное вещное право. Само юридическое лицо распоряжается, владеет и пользуется закрепленным за ним имущественным комплексом на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Под корпорациями обычно подразумеваются коммерческие частные деловые фирмы, которые в российском законодательстве представлены в двух основных номинациях — это хозяйственные общества и товарищества. С некоторой долей условности сюда можно отнести и производственные кооперативы. Согласно ст.48 Гражданского кодекса РФ в отношении перечисленных юридических лиц, а также потребительских кооперативов (некоммерческих организаций) их участники имеют обязательственные права.

Согласно романо-германской доктрине частного права учредители-собственники создают организацию и наделяют ее имуществом, но право собственности на активы, внесенные в уставный фонд, закрепляется непосредственно за юридическим лицом (корпорацией). Сами учредители после создания частной деловой фирмы сохраняют за собой обязательственные права (на управление компанией, получение дивидендов, ликвидационную квоту и т.п.). Можно только предполагать, что они опосредованно являются собственниками имущества компании, поскольку в правовой конструкции юридического лица буквально об этом ничего не сказано.

Идущее от римских юристов деление права на публичное и частное играет в настоящее время роль своего рода ориентира, хотя строгого разграничения уже не существует. Почти все отрасли права в разных соотношениях включают и публично-правовые и частно-правовые нормы. Тем не менее полностью исключать их различие теоретически нецелесообразно и практически невозможно. Главное же, нельзя игнорировать историческую конъюнктуру и то обстоятельство, что система права формировалась веками не случайным образом, и от ее структурированности во многом зависит ее эффективность. Поэтому представляется целесообразным придерживаться традиций дифференциации норм для того, чтобы увереннее модифицировать структуру прав собственности и оценивать любые новации. Иначе это может негативно отразиться на реализации прав.

Трудовая собственность в структуре активов корпорации

Трудовая собственность в структуре активов корпорации | "Человек и труд" Журнал для профессионалов

Комментариев нет:

Отправить комментарий